00:11 11 Июля 2020 г
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /sdb/section2/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Цены на АЗС
            [LINK] => http://azs.au92.ru/users/sign_in
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                    [target] => _blank
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Рубрикатор
            [LINK] => /categories/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Услуги
            [LINK] => http://au92.ru/%D0%90%D0%B892-3.pdf
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Контакты
            [LINK] => http://au92.ru/msg/kontakty.html?sphrase_id=9149
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => U
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => О нас
            [LINK] => http://au92.ru/msg/o-nas.html?sphrase_id=9151
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => U
            [ITEM_INDEX] => 5
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Топливный рынок Петербурга и Ленобласти. Компании, их доли на рынке. Сделки и планы по развитию сетей АЗС (Часть 2)
  • 11:03
  • 05.07.2006
  • Рынок топлива
  • /
  • Топливный рынок Петербурга и Ленобласти. Компании, их доли на рынке. Сделки и планы по развитию сетей АЗС (Часть 2)
  • /
  • Аи92
Розничный рынок автомобильного топлива в Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно развивается. 2005 год и начало 2006 года были богаты на события - сделки купли-продажи автозаправочных станций или целых сетей АЗС; скандальные торги; приход на рынок новых игроков и т.д. В статье анализируются события, произошедшие на рынке в 2005 - первом квартале 2006 года; данные по количеству АЗС приводятся на начало июня 2006 года; планы компаний по строительству новых станций до конца 2006 года основываются на заявлениях руководителей и менеджеров компаний, опрошенных сотрудниками агентства "Au92". Планы по развитию ВИНК анализируются только в отношении Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Продолжение. Начало статьи - Доли компаний на рынке Петербурга и Ленобласти

Характеристика деятельности компаний на рынке Петербурга. Вертикально-интегрированные компании (ВИНК)

ЛУКОЙЛ

ЛУКОЙЛ продолжает активно осваивать рынок топливной розницы Петербурга и Ленобласти. В 2002 г. ЛУКОЙЛ купил 9 автозаправочных станций компании "Базальт", затем 8 АЗС топливной компании "Восход". ЛУКОЙЛ также активно участвовал в торгах, проводимых Инвестиционно-тендерной комиссией, и сам строил автозаправочные станции. В некоторых случаях компания приобретала землю у промышленных предприятий, расположенных рядом с оживленными магистралями, а потом строила там АЗС. Так, ЛУКОЙЛ приобрел участок у завода "Красный маяк" на Выборгской набережной.
22 декабря 2004 года ЛУКОЙЛ купил 37 автозаправочных станций у компании "Балт-Трейд". Сеть заправок "Балт-Трейд" состояла из 20 АЗС в Санкт-Петербурге и 17 в Ленобласти. Заправки находились на балансах пяти юридических лиц и управлялись арендатором ЗАО "ТИК "Балт-Трейд". В 2003 г. "Балт-Трейд" занимал 7% петербургского розничного рынка нефтепродуктов. В марте 2006 года ЛУКОЙЛ завершил поглощение последних 9 заправок "Балт-Трейда" - АЗС Балтийской финансово-промышленной группы перестали существовать. Участники петербургского топливного рынка объясняют длительность перехода АЗС от "Балт-Трейда" к ЛУКОЙЛу тем, что в бесспорной собственности "Балт-Трейда" находились только 6 АЗС, остальные были либо арендованы, либо обременены различными залогами, либо земельные участки под ними необходимо было выкупить. Процесс передачи АЗС продолжается до сих пор, а собственность по многим автозаправочным станциям "Балт-Трейда" оспаривается в судах.
10 марта 2005 года ЛУКОЙЛ купил 30 участков под АЗС в Петербурге единым лотом за $10 млн. Из этих 30 участков на сегодня 5 АЗС построено, остальные 25 АЗС находятся в разной степени готовности. Их планируется построить до конца 2006 - начала 2007 года. При этом ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" согласно Программе развития сбытовой сети планирует довести количество АЗС в Северо-Западном регионе в 2006 году - до 152 станции, в 2013 году - до 240. Так сегодня, количество АЗС в регионах деятельности компании, включая Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, а также Республику Карелия составляет 117 АЗС, 84 из которых находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В 2005 году доля компании на розничном рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга составляла 15%, в 2006 году компания намерена довести ее до 20%, а к 2013 году - до 33%. Что касается, Ленобласти, отметим, что ЛУКОЙЛ ведет переговоры с правительством Ленобласти о получении 10 земельных участков возле Кольцевой автодороги и примыкающих к ней трасс для строительства АЗС. Однако, окончательных решений по этому вопросу пока не принято, но принципиальная заинтересованность нефтяников в таких пятнах существует.
Как отмечают эксперты Au92, наблюдается тенденция поглощения небольших компаний - независимых топливных операторов - крупными игроками рынка. Однако в целом доля независимых трейдеров высокая - 55% (такой высокий показатель более чем на 50 % обеспечен за счет ПТК, которая владеет 28 % долей топливного рынка Петербурга), что на порядок выше среднего по России уровня.

ООО "Несте Санкт-Петербург"

Деятельность компании в Санкт-Петербурге началась с создания в 1990 году совместного российско-финского предприятия "Петро Сервис". Учредителем компании с финской стороны был концерн Neste Oy. Постепенно развиваясь, "Петро Сервис" превратился в ООО "Несте Санкт-Петербург" в его современном виде. ООО "Несте Санкт-Петербург" продолжает стабильно развиваться - сейчас у компании 32 АЗС в Петербурге (10% рынка) и 3 АЗС в Ленобласти. На торгах в Фонде имущества Петербурга в 2004 - 2005 годах компания приобрела 3 участка под АЗС. На стадии проектирования находятся еще 3-5 АЗС в Петербурге - их планируется построить и запустить в 2006 году. Компания ведет переговоры с владельцами уже существующих станций на предмет приобретения их в собственность.
Особо следует отметить тот факт, что "Несте" сделала ставку на автоматические автозаправочные станции - их у компании уже более 11, и обеспечены они оборудованием финской компании Autotank концерна Aspo, специализирующегося на производстве автоматических топливораздаточных терминалов. По заявлениям пресс-службы компании, ежегодно в развитие своего предприятия компания инвестирует до 12 млн. евро. Сумма включает расходы как на расширение сети автозаправочных станций, так и на развитие терминала, усовершенствование офиса и др. Согласно стратегии развития компании до 2008-2009 гг., ежегодно "Несте" планирует открывать в Санкт-Петербурге и области 3-5 автозаправочных станций.

ООО "Шелл-АЗС"

Компания ООО "Шелл-АЗС" активно осваивает топливный рынок Петербурга: если в 2003 году ей принадлежало всего 6 автозаправочных станций (3% рынка Петербурга), то к маю 2006 года их число увеличилось почти в 3 раза - до 17 АЗС (5% рынка). Летом 2005 года компанию возглавил новый генеральный директор: на место Эдгарса Залитиса пришел Андрей Арзамасцев. По его словам, "Шелл-АЗС" хотела бы занимать 20% рынка в Санкт-Петербурге.
Отметим, что "Шелл" принимает активное участие в торгах по участкам под АЗС. В 2004 - 2005 годах компания приобрела на торгах 4 участка под АЗС. Правда, на торгах 26 декабря 2005 года "Шелл" уступил "ТНК-ВР" 15 участков, остановившись в ходе торгов на отметке $22 млн. Компания ведет агрессивную политику на торгах, и одной из первых подняла планку за земельный участок под строительство АЗС выше 1 млн. долларов.
Некоторое время назад компания поменяла отношение к развитию собственной розничной сети. Если ранее "Шелл" не покупал действующие АЗС, то в 2005 году заключил первый договор купли-продажи. Так, в ноябре 2005 года ООО "Шелл-АЗС" приобрело 2 АЗС у ХК "Фаэтон". А в феврале 2006 года компания приобрела 4 автозаправочных станции ЗАО "Баррель" в Петербурге.

Компания "Баррель"

основана в 1991 г. как грузоперевозчик. С 1994 г. занялась топливным бизнесом, построив 5 заправок. С 2000 г. четыре заправки работали под брэндом "Славнефти" по франчайзинговому договору. Летом 2005 года "Славнефть-Санкт-Петербург" была куплена "Сибнефтью" и расторгла джобберский контракт с "Баррелем" с 1 января 2006 года. У ЗАО "Баррель" осталась одна станция, расположенная по адресу Фермерское шоссе, 35, не вызвавшая интереса "Шелл".

ООО "Киришиавтосервис"

ООО "Киришиавтосервис" с 2006 года постепенно проводит ребрендинг своих АЗС. В рамках общей политики компании на автозаправочных станциях дочерних компаний появляется бренд материнской компании - "Сургутнефтегаз". С февраля 2005 года компания перешла в прямое подчинение нефтяному холдингу "Сургутнефтегаз" и стала его дочерней структурой. До этого промежуточным звеном между компаниями был завод "Киришинефтеоргсинтез". Однако, как отмечают в компании, "Киришиавтосервис" с начала своего образования относился к структуре "Сургутнефтегаза", поэтому каких-либо изменений в политике компании не произойдет. Сегодня у "Киришиавтосервиса" 9 АЗС в Санкт-Петербурге, 6 - в Ленобласти и 1 - в Новгородской области. Кроме того, "Киришиавтосервис" проводит изыскательские работы на двух участках, полученных в аренду на 2 года в результате торгов, проведенных Фондом имущества Санкт-Петербурга 22 июня 2005 года. По планам компании, автозаправочные станции на этих участках до конца года будут построены. Компания в последнее время также уделяет внимание развитию своей розничной сети и принимает активное участие в торгах.

"Газпромнефть" - "Сибнефть" - "Славнефть"

Судьба брэндов "Сибнефти" и "Славнефти" непроста. Внеочередное собрание акционеров ОАО "Сибнефть" 13 мая приняло решение о смене названия компании на "Газпром нефть" и ее перерегистрации в Санкт-Петербурге. Бензин на АЗС, принадлежащих "Сибнефти", будет пока продаваться под старым брендом. Решение о сроке действия бренда будет принимать "Газпром".
"Славнефть" работала на топливном рынке Петербурга с осени 2000 г. Причем самой "Славнефти" принадлежало в Петербурге 2 АЗС. Кроме того, по фpанчайзингу "Славнефть" работала с "Линосом", "Баppелем", "Торговым домом "Яппеля", "Пpагой". Всего по фpанчайзингу работало 27 АЗС, в том числе 11 - с цветами "Славнефти". Стоит заметить, что договоры не имели четких ограничений в поставках топлива на АЗС франчайзеров с заводов "Славнефти".
В конце 2002 г. владельцы "Сибнефти" и "ТНК" вместе выиграли аукцион по продаже 74,95% акций "Славнефти", выкупив их у РФФИ за $1,86 млрд. В собственности альянса оказались 98,95% акций самого холдинга и крупные пакеты акций его основных "дочек". Партнеры с самого начала заявили о намерении поделить активы пополам и назначили срок - до конца 2004 г. Теперь "Сибнефть", поглощённая "Газпромом" и "ТНК-BP", владеют по 49,7% акций ОАО "НГК "Славнефть".
В 2003 году "Сибнефть" начала работу в Петербурге через дочернюю компанию - ООО "Сибнефть-Санкт-Петербург". Так продолжалось до 5 августа 2005 года, когда "Сибнефть" приобрела 100% долю в ЗАО "Славнефть-Санкт-Петербург". Покупка общества была осуществлена в рамках раздела сбытовых подразделений "Славнефти". В сентябре "Сибнефть" переименовала свое 100-процентное дочернее общество ЗАО "Славнефть-Санкт-Петербург" в ЗАО "Сибнефть-Северо-Запад". ООО "Сибнефть-Санкт-Петербург" с января 2006 года разорвало франчайзинговые договоры с ЗАО "Баррель" и ЗАО "ЛИНОС". Компания объясняла свои действия желанием сделать условия договоров франчайзинга гораздо более жесткими, чем у ее предшественника - ЗАО "Славнефть-СПб". Однако бренд "Славнефти" продолжает использоваться еще на 24 АЗС в Петербурге - на станциях ЗАО "ЛИНОС".
На июнь 2006 года, как сообщили Au92 в ЗАО "Сибнефть-Северо-Запад", количество существующих АЗС "Сибнефти" в Петербурге и Ленобласти - 9, при этом 4 АЗС работают под брэндом "Сибнефть", 5 АЗС - под брэндом "Славнефть". Еще 2 АЗС находятся в стадии строительства, 8 АЗС - в стадии проектирования.
Отметим, что ООО "Сибнефть-Санкт-Петербург" в 2005 году активно участвовало в торгах по участкам под строительство АЗС: было приобретено 7 участков. Кроме того, компания участвовала в торгах в декабре 2005 года по 15 участкам, которые в итоге приобрела "ТНК-BP".
Как сообщили Аи92 в "Сибнефти", до конца 2006 года компания намерена открыть еще 3 АЗС. По словам президента "Сибнефти" Александра Рязанова, основные перспективы по развитию розничной реализации нефтепродуктов компания связывает именно с Санкт-Петербургом: всего здесь планируется построить 30-50 заправочных станций.

ООО "Татнефть - Балтика"

ООО "Татнефть - Балтика" эксплуатирует 12 АЗС (6 расположено в Санкт-Петербурге и 6 - в Ленинградской области), которые предлагают автомобилистам бензин и дизельное топливо Нижнекамского и Уфимского НПЗ. В 2006 году компания планирует открытие 2 АЗС: в поселке Бабин и в районе Коломяг. Отметим, что, несмотря на намерение отказаться от участия в торгах на право приобретения участков под строительство АЗС (после того как в 2004 году компания лишилась участка возле Володарского моста), ООО "Татнефть - Балтика" принимало участие в торгах по 30 участкам (которые купил ЛУКОЙЛ) в марте 2005 года. Сейчас из нововведений компанию в течение 2-3 лет ожидает переход на новый товарный знак, который был утвержден советом директоров НК в феврале и зарегистрирован в госреестре товарных знаков в начале июня. В отличие от прежнего эмблема нового знака упростилась, из нее исчезло изображение черной струи бьющего фонтана нефти, а цветовая гамма ограничилась только двумя цветами - красным и зеленым. Одновременно в НК вводится и единый корпоративный стиль, который будет распространен на все структурные подразделения, дочерние и зависимые общества, а также отражаться в документообороте, представительской и рекламной продукции, оформлении производственных объектов.

ООО "Торговый дом Магистраль"

В начале 2004 года ООО "Торговый дом Магистраль" ("дочка" "ТНК-BP") приобрела за $5 млн. 5 АЗС у "Фаэтона". В сентябре 2005 года компания приобрела на торгах участок под строительство АЗС в Красном Селе. Ранее предполагалось, что "ТНК" будет осваивать топливный рынок Петербурга именно через "Магистраль", однако в декабре 2005 года компания "ТНК-BP" самостоятельно пришла в Петербург, купив на торгах 15 участков под АЗС. Сейчас компания осваивает один участок в Красном селе, приобретенный на торгах в сентябре 2005 года. Но будет ли на нем построена и открыта новая станция до конца 2006 года в компании затруднились ответить.

ООО "Башсервис"

ООО "Башсервис" организовано в марте 2000 года для эксплуатации автозаправочных станций АНК "Башнефть" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В розничную сеть "Башсервиса" входят 8 АЗС, в том числе 4 в Санкт-Петербурге и 4 в Ленинградской области. ОАО АНК "Башнефть" ведет поиск и разработку месторождений в 27 районах Башкортостана, на территориях Татарстана, Удмуртии, Западной Сибири и других регионов. Ежегодная добыча нефти 11-15 млн. тонн. ОАО АНК "Башнефть" входит в число восьми российских предприятий, на долю которых приходится более 95 процентов российского экспорта нефти. АНК "Башнефть" ежегодно поставляет на рынки около 12 млн. тонн нефти. Однако увеличение сбытовой сети компании в Санкт-Петербурге и Ленобласти в ближайшее время не предвидится.

ЮКОС

В Петербурге компания ЮКОС начинала работать через ООО "Торговый дом "ЮКОС-М" (розничная и оптовая реализация нефтепродуктов) и ООО "ЮКОС-Ладога" (розничная торговля светлыми нефтепродуктами, строительство и эксплуатация АЗС). В 2004 году все АЗС ЮКОСа в Петербурге и Ленобласти перешли под управление ООО "ЮКОС-Ладога". Кроме того, у компании имеется собственная модернизированная нефтебаза, купленная у совхоза "Пашский" (Ленобласть), объем единовременного хранения топлива на которой составляет до 2 тыс. тонн. До конца 2006 года открытие новых АЗС в компании не планируется.

ЗАО "ТНК-ВР Северная столица"

Компания давно присматривалась к топливному рынку Петербурга, однако вышла на него только в конце 2005 года. Ранее "дочка" "ТНК" - ООО "Торговый дом Магистраль" - вышла в Петербург, купив 5 АЗС "Фаэтона". "Сибнефть" и "ТНК-ВР" договорились о разделе сети АЗС "Славнефти" в России, однако "ТНК-ВР" не получила в Петербурге никаких активов "Славнефти".
В ноябре 2005 года дочерняя структура ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - ЗАО "ТНК-ВР Северная столица" - впервые официально "проявилась" в Санкт-Петербурге. Компания приняла участие в конкурсе на право разработки документации, проведенном Управлением инвестиций в Комитете по строительству. На конкурсе ЗАО "ТНК-ВР" подало заявки на разработку документации по двум участкам под АЗС и оба их получило. При этом интересы "дочки" "ТНК-ВР" на конкурсе отстаивал представитель холдинговой компании RBI. В декабре 2005 года на аукционе "ТНК-ВР" приобрела 15 участков под строительство АЗС в Петербурге за $25,275 млн. Компания планирует построить в Петербурге и Ленобласти в течение ближайших 3 - 5 лет сеть из 60 АЗС (из них 40 АЗС планируется в Петербурге). В 2006 году "ТНК-ВР" планирует построить в Петербурге около 10 АЗС. Кроме того, "ТНК-ВР" рассматривает в Петербурге и Ленобласти участки под строительство собственной нефтебазы объемом 30 тысяч тонн. Топливо будет поставляться с Ярославского НПЗ, 50% которого принадлежит компании, и с Рязанского НПЗ - 100-процентной дочки "ТНК-ВР". Напомним, в декабре 2005 года "ТНК-ВР" модернизировала Рязанский НПЗ и начала выпуск дизельного топлива "Евро-4".

ОАО "НК "Роснефть"

ОАО "НК "Роснефть" в мае 2006 года приобрело розничную сеть АЗС компании ЗАО "СевЗапНефть" в Санкт-Петербурге, состоящую из 4 станций, а также право аренды 5 участков, которые компания выиграла на торгах в марте 2005 года. ЗАО "СевЗапНефть" было создано 8 февраля 2000 года. Акционерами ЗАО "СевЗапНефть" являются физические лица. Основными видами деятельности компании, помимо розничной реализации нефтепродуктов, является оптовая продажа топлива с Киришского НПЗ. Сегодня "Роснефть" оформляет перерегистрацию прав собственности на приобретенных АЗС и участках в городском регистрационном комитете. По планам компании, реконструкция АЗС начнется лишь после того, как будут готовы все документы (в середине июля). Основные работы коснуться замены брендовой идентификации. Также "Роснефть" ведет переговоры о покупке у "Фаэтона" 5-7 АЗС в Петербурге, однако переговоры еще не завершились. В компании подтвердили информацию о возможном заключении джобберского соглашения с местным оператором "Линос" о реализации топлива на АЗС последнего под брендом "Роснефти", однако отметили, что компания заинтересована развивать скорее собственную сеть, нежели работать через джоббера.

Независимые трейдеры

ЗАО "Петербургская топливная компания"

Крупнейшим топливным оператором Петербурга является ЗАО "Петербургская топливная компания", доля которой на рынке сейчас составляет 28%. Розничная сеть "ПТК" насчитывает более 137 автозаправочных станций, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областях, а также в Эстонии. Компания продолжает активно развиваться. Так "ПТК" ежегодно открывает от 3 до 5 АЗС в Петербурге и около 5 - в других регионах Северо-Запада России.
Президент "ПТК" Юрий Антонов сообщил, что компания планирует приобрести в 2006 году до 30 автозаправочных станций на Северо-Западе России. По его словам, "ПТК" интересуют АЗС в Ленинградской и Новгородской областях, а также в Москве. Инвестиции в покупку АЗС составят около $40 млн. Так, компания купила в Новгородской области сеть из 17 АЗС "Сигма", расположенных в оживленном месте - на трассе Москва - Петербург. Таким образом, сеть "ПТК" расширилась на 9 АЗС в Великом Новгороде и 8 - на трассах Новгородской области. Помимо этого, в собственность "ПТК" переходит нефтебаза в городе Чудово.
Основная задача "ПТК" на ближайшее время - замкнуть сеть фирменных АЗС по трассам Москва-Рига и Москва-Санкт-Петербург, открыв автозаправочные комплексы в Москве. Таким образом, розничной сетью компании будет перекрыт географический треугольник: Москва - Петербург - Финляндия - Псков - страны Балтии - Москва.

ХК "Фаэтон"

Доля ХК "Фаэтон" на рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга с 37 АЗС составляет 12%. Отметим, что уже несколько раз "Фаэтон" заключал предварительные договоры купли-продажи всей сети АЗС. Потенциальными покупателями уже выступали - "Славнефть", ЮКОС, "Сибнефть". Часть из них вносила задаток в размере до 5 млн. долларов, однако затем сделка прерывалась. Некоторые суды длятся до сих пор. В 2004 году "Фаэтон" дал начало сети АЗС под брендом "Аэро", а в 2005 году появилась сеть эконом-класса "Норма". Относительно "Аэро" "Фаэтон" предполагал еще до конца 2004 года построить около 14 АЗС, однако по состоянию на июнь 2006 года под этим брендом работают только 4 станции. Как отмечают в "Фаэтоне", ежегодно компания строит около 5 новых АЗС, но при этом продает 2 - 3 заправки. Так, 2 АЗС ранее были проданы "ПТК" и 5 компании "Магистраль". А в ноябре 2005 года ООО "Шелл-АЗС" купило у "Фаэтона" две АЗС. Также "Роснефть" ведет переговоры о покупке у "Фаэтона" 5-7 АЗС в Петербурге. В планах ХК "Фаэтон" на 2006 год - строительство 2 АЗС медиум-класса "Фаэтон", 2 АЗС премиум-класса "Аэро", реконструкция 16 действующих АЗС "Фаэтон" медиум - класса и перевод их в АЗС "Аэро" премиум- класса - (8 АЗС), ввод сети 10 АЗС эконом-класса "Норма". Кроме того, компания намерена купить нефтебазу.

ООО "Русланд"

В начале 2004 года ООО "Русланд" (торговая марка Petrol), которая владеет 16 АЗС в Петербурге и 9 АЗС в Ленобласти, объявило о продаже 10 своих станций. Однако сеть АЗС Petrol так и не купили. Ранее "Русланд" подписал протокол о намерениях заключить франчайзинговое соглашение с НК "Славнефть", что позволяло компании закупать топливо "Славнефти" со скидкой. Как заявило Au92 руководство компании, до конца года новые станции открываться не будут.

ЗАО "ЛИНОС"

В 2000 году АО "НГК "Славнефть" заключило первое соглашение с ООО "Линос" о франчайзинге всей сети АЗС общества. С 2006 года ЗАО "Сибнефть-Северо-Запад" (пришедшее на смену ЗАО "Славнефть-СПб") разорвало все франчайзинговые договоры. Компания объясняла свои действия желанием сделать условия договоров франчайзинга гораздо более жесткими, чем у ее предшественника - ЗАО "Славнефть-СПб". Сейчас ЗАО "ЛИНОС" эксплуатирует в Петербурге 24 АЗС и еще 8 АЗС в Ленобласти.

Планы компаний по развитию сетей АЗС

На ближайшие 2 года амбициозные планы вынашивают несколько компаний. Наиболее крупные игроки предполагают увеличение сети АЗС в несколько раз. Так, "ТНК-BP" имеет сейчас в Петербурге в собственности 15 участков под АЗС, однако планирует увеличить их число до 40. ООО "Шелл-АЗС" планирует получить около 20% рынка Петербурга, т.е. увеличить число своих АЗС с 17 до как минимум 60. "Сибнефть" ("Газпромнефть") намерена увеличить число своих АЗС с 14 до 50. По мнению участников рынка, именно она примет участие и постарается победить на торгах 7 июля. "Несте Санкт-Петербург" скромно предполагает отрыть всего два десятка АЗС, увеличив свою сеть до 50 АЗС. А руководство ЛУКОЙЛа заявляло о намерении только в 2006 году открыть 40 АЗС, получив постепенно к 2013 году 33% рынка Петербурга. Не намерена останавливаться и "Петербургская топливная компания". По заявлениям представителей "ПТК", компания будет удерживать долю на рынке, близкую к 30 %.

Участки и аукционы

ЗАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" в первом полугодии 2006 года планировало выставить на торги 60-70 участков под строительство АЗС. В 2005 году "Фонд имущества" выставил на торги 76 земельных участков под строительство АЗС, при этом по 9 участкам аукционы признаны несостоявшимися. В двух случаях на торги в 1 лоте выставлялось значительное количество участков - так произошло в случае с ЛУКОЙЛом и ТНК-BP. Так, 10 марта Смольный выставил на аукцион единым лотом 30 участков, которые приобрел ЛУКОЙЛ за 10 миллионов 279 тысяч 560 долларов США, а 26 декабря компания "ТНК-BP" приобрела в ходе торгов 15 участков под АЗС в Петербурге за $25,275 млн. По словам председателя комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) правительства Петербурга Игоря Метельского, в 2005 году город заработал на продаже права аренды земельных участков 6,179 млрд рублей. Это 34% суммы доходов городского бюджета от использования городского имущества.
Однако все объявления о торгах в 2006 году пришлись на вторую половину года. Так, недавно ЗАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" объявило о проведении 7 июля аукциона на право заключения договоров аренды на 30 участков под строительство АЗС по короткому пакету сроком на два года. Участки будут проданы одним лотом. Участки расположены на Московском, Кронштадтском, Красносельском, Колпинском, Белоостровском, Петрозаводском шоссе, на пр. Науки и пр. Начальная стоимость двухлетней аренды составляет $11,926 млн. Сумма задатка - $11,926 млн. Шаг аукциона - $590 тыс. Главной проблемой участков является значительное количество обременений. Однако, их расположение идеально для вновь входящей на рынок компании, поскольку охватывает все районы города, а размер первоначального взноса в 12 млн. долларов говорит о том, что Правительство города намерено отдать участки крупной компании. Следующие торги состоятся 28 июля. Правда теперь каждый участок будет выставлен отдельным лотом. "Фонд имущества" проведет торги на право аренды 10 земельных участков под строительство АЗС сроком на два года. Стоит отметить, что выставленные на торги участки имеют серьезные обременения, которые потребуют дополнительных согласований с контролирующими инстанциями.
Напомним, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала региональным властям письма с рекомендациями активнее привлекать к участию в конкурсах на получение земли под строительство АЗС независимых операторов. Чтобы дать возможность небольшим нефтетрейдерам получить земельные участки под строительство АЗС, ФАС предлагает дробить крупные лоты и отказаться от практики выделения дополнительных участков под инфраструктуру автозаправочных станций. ФАС также обратилась к своим территориальным подразделениям с требованием усилить контроль за местными чиновниками, которые зачастую злоупотребляют своими полномочиями, предоставляя преференции отдельным участникам рынка при распределении земельных участков.

Выводы

Достойных участков под АЗС в Петербурге практически нет. Однако, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов считает, что количество автозаправочных станций в городе должно расти, т.к. будет расти количество машин. "По сравнению с европейскими странами мы идем с отставанием. Если сегодня в Санкт-Петербурге чуть больше 1 млн. машин, то в обозримом будущем их будет 1,5-2 млн. Понятно, что будет новый спрос в обеспечении машин топливом, и он будет удовлетворен, в том числе, за счет строительства АЗС. Сейчас потребность участков в год - около 30", - отмечает Михаил Амосов.
Нефтяной клуб Петербурга уже много лет подряд просит Правительство Петербурга создать схему размещения автозаправочных станций на территории города на период до 2010 года. "Разве можно назвать нормальным положение, когда на одном перекрестке работает три АЗС, а далее в радиусе двадцати километров нет ни одной? Это неправильно. Должна быть программа, которая связывает строительство АЗС с грузопотоками, заселенностью, экологией, перевозками опасных грузов и т.д.", - считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Отметим также, что даже по таким "хорошим" участкам, как у "ТНК-BP", имеются серьезные проблемы. Так, по данным Интернет-агентств, около 38% территории участков, купленных компанией в декабре 2005 года - это территории, которые "ТНК-BP" не может использовать в своих нуждах вообще или сможет использовать при условии дополнительных денежных затрат на обременения, связанные с проведением компенсационных мероприятий. Кстати, аналогичная ситуация предвидеться и по участкам, выставляемым на конкурс 7 и 28 июля.
Властям оказалось выгодно не связывать себя программами развития топливного рынка. Вне зависимости от того, сколько АЗС необходимо Петербургу, в нужный момент Смольный находит участки под АЗС и выставляет их под торги, формируя лоты так, чтобы они могли достаться только крупным игрокам. И это несмотря на увещевания ФАС. Когда в город приходит крупный инвестор, который приносит немалые налоговые доходы бюджету, вкладывает средства в благотворительные проекты и обещает сделать рынок цивилизованным - сразу "находится" свободная ниша. Например, сначала администрация Петербурга обещала серьезные преференции ЛУКОЙЛу, потом - "ТНК-BP", потом - "Сибнефти". Теперь в город пришла "Роснефть" - а ей вообще как госкомпании нельзя не помочь. И все эти компании планируют осваивать рынок топливной розницы Петербурга - т.е. строить новые АЗС и скупать мелких игроков. Однако, сами нефтяные компании уже сделали выводы, что наращивание сетей бессмысленно. Сейчас средний товарооборот АЗС в Петербурге составляет около 15 куб. м. в сутки. Соответственно, если все планы по строительству АЗС будут реализованы, то товарооборот упадет до 8-10 куб. м., т.е. до величины бесприбыльности. Выходом из этой ситуации может быть либо увеличение цен на АЗС, либо разорение мелких операторов и вывод их АЗС из оборота.
версия для печати
0 0

Возврат к списку



Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться (авторизоваться)
Новости по теме: